Стальное покрытие
Причиной наиболее частых повреждений стальной кровли является механическое воздействие на нее при очистке крыши от снега и льда. Неосторожные движения могут привести к царапинам, пробоинам, выскакиванию гвоздей и крепежных зажимов. В образовавшиеся отверстия проникает влага, нарушается температурный режим в чердачном помещении. Все это заканчивается коррозией стального листа. А поскольку толщина листа небольшая, то уже через год он приходит в полную непригодность.
Нарушить целостность кровельного покрытия может также раскрытие фальцев, трещины по линиям их сгиба, повреждения желобов, воронок, водосточных труб и лотков.
Устранить вышеперечисленные дефекты можно следующим образом. Раскрытые стоячие фальцы надо еще раз обжать, а лежачие прижать и промазать суриковой замазкой, которая готовится из 2 частей олифы, 1 части тертого сурика, 2 частей тертых белил и 4 частей мела. Но предварительно поврежденный участок необходимо покрыть олифой или жидкой краской.
Поврежденные участки желобов необходимо удалить и поставить заплаты, соединив листы двойными лежачими фальцами. Места соединения промазать суриковой замазкой.
Небольшие пробоины (до 3 мм) заделываются суриковой замазкой, а пробоины побольше (свыше 3 мм) – паклей, очесом войлока или мешковиной, наложенной на густотертую масляную краску.
На пробоину до 140 мм можно наложить заплату из рубероида на нефте-битумной мастике, так чтобы она перекрывала поврежденный участок на 100–120 мм с каждой стороны. Предварительно сталь вокруг отверстия надо очистить от грязи и ржавчины, просушить и окрасить олифой или мастикой.
На большие пробоины можно поставить заплату из кровельной стали на всю ширину листа или между двумя соседними стоячими фальцами по линии обрешетки, так чтобы новый стык приходился на жесткое основание, а не между обрешетками. На заплатном листе загните кромки для лежачих и стоячих фальцев, затем поставьте его на место пробоины, соедините сначала с лежачими фальцами покрытия, затем со стоячими и загните стоячие фальцы.
Если поврежден целый лист, то его надо удалить и заменить на новый. Новый лист соедините с соседними одиночными или двойными лежачими фальцами. Места соединения промажьте суриковой замазкой.
Поврежденный лист настенного желоба удалите. Вместо него установите новый, который соедините с рядовым покрытием двойным лежачим фальцем.
Для ремонта кровли можно использовать как новые стальные листы, так и бывшие в употреблении. Старые надо предварительно обрезать по размеру, хорошо очистить, а с новых удалить смазку. И новые и старые листы с обеих сторон покройте олифой.
Если требуется заменить все покрытие, старое кровлю надо снимать постепенно, по частям, чтобы в чердачное помещение через открытые участки не попала влага. На всех листах загните гребни и соберите из них картины (2 и более листа, соединенных по короткой стороне). Иногда картины делают в длину ската, тогда на крыше достаточно только соединить их длинные стороны стоячим одиночным или двойным фальцем.
Чтобы предохранить покрытие от губительного действия конденсата, скапливающегося на нем со стороны чердака, покройте внутреннюю сторону картины 1–2 слоями краски и хорошо высушите. Также хорошей просушки требуют бруски и доски, идущие на обрешетку. Ведь зачастую крыша начинает разрушаться именно с внутренней стороны.
К обрешетке листы крепите кляммерами из оцинкованной кровельной стали, а карнизный край кровли прибивайте Т-образными костылями.
Готовую кровлю очистите жесткой щеткой или шпателем, зашкурьте, обметите мягкой щеткой или веником и покройте слоем краски.
После этого крышу надо тщательно осмотреть. Делать это лучше вдвоем: один осматривает крышу снаружи, а другой – изнутри. В яркий солнечный день с чердака очень хорошо видны даже самые небольшие трещинки и пробоины. При их обнаружении тот, кто находится на чердаке, с по-мощью палки подает сигнал своему напарнику на крыше, последний отмечает мелом места повреждений.
После этого небольшие трещины на фальцах и покрытии заделайте суриковой замазкой. На фальцах замазку тщательно размажьте, а ее излишки удалите ножом, а на покрытии на нее наложите заплатку из плотной ткани, парусины, мешковины или брезента, которую потом закрасьте.
Желательно предварительно заплатку пропитать олифой или подержать несколько минут в смеси из тертого железного или свинцового сурика и натуральной олифы. При наложении хорошо отжатую заплатку надо сильно прижать и разгладить рукой или шпателем.
Через неделю, после того как заплатки просохнут, крышу обметите и по-красьте.
Если вы обнаружили ржавчину на кровле со стороны чердака (для этого достаточно провести по ней белой тряпочкой), то место повреждения необходимо очистить жесткой щеткой и покрыть 2–3 слоями краски.
После заделывания всех трещин, пробоин, устранения прочих дефектов можно приступать к покраске кровли.
Очень внимательно надо отнестись к выбору краски и ее подготовке, т. к. при высыхании она должна обеспечить блестящую гладкую поверхность, на которой бы не задерживалась пыль и разный мусор. Готовить краску лучше на натуральной олифе.
Отрицательно повлиять на качество тертой краски может использование крупномолотого пигмента или сухой краски, смешанной с олифой вручную, без применения специальных машин.
Покраску кровли производите при помощи большой маховой кисти. Краску наносите тонким равномерным слоем сначала на свес крыши, а затем такими же ровными полосами – от конька в сторону свеса.
Водосточные трубы надо снять, очистить, особенно изнутри, 2–3 раза покрасить, всякий раз хорошо просушивая каждый слой.
Если после высыхания краска сморщилась и потрескалась, значит, она была нанесена слишком толстым слоем. В трещинах будет задерживаться влага, которая приведет к повреждению стали. Если же на поверхности высохшей краски образовались пузыри, то кровля была недостаточно просушена после первого окрашивания или плохо очищена от грязи и копоти.